В прошлом номере «Субботы» мы писали о том, что на физическое здоровье впрямую влияют обидные ситуации, которые хранятся в нашей памяти. И если бы мы умели по-настоящему их прощать, то можно было бы уберечь себя от болезней.

Известный психолог-практик Михаил Лежепеков с 1992 года обучает этим практическим знаниям всех желающих, успешно применяя в работе центра «Экология человека» метод восстановления здоровья, который им запатентован и в Латвии, и в России.

Вместе с Михаилом Михайловичем мы продолжаем исследовать практическую сторону истинного прощения, которое реально активизирует внутренние резервы для борьбы с болезнями и проблемами. И что самое важное — выясняем разницу между этим чудо-прощением и тем, которым мы пользуемся в жизни.

 

Прощение в резерве

— После нашей прошлой встречи я неожиданно вспомнила очень давнюю обиду и решила ее простить, используя ваши рекомендации. Я была уверена, что это будет легко, но у меня, к сожалению, не получилось. Человек, которого я решила простить, то есть мысленно "обнять", вдруг "увернулся" от моих объятий, а потом вообще "исчез" из представления. Почему?

— Вы не прошли проверочный тест на прощение. Если у вас не получается даже мысленно обнять и поцеловать своего давнего обидчика — значит, живо желание ему мстить. В противном случае никто и никуда из ваших представлений не может исчезнуть. Вы же хозяйка своим мыслям? Это во-первых. Во-вторых, у вас нет навыка такой работы. Обижаться легко, потому что мы натренированы на обиду до автоматизма. Наш могзг однажды создал и закрепил химически эту нейронную связь. А вот чтобы простить, нужно специально заставлять себя это делать многократно, да еще с замыслом выздороветь. Тогда начнут работать те клетки мозга, которые до этого были вообще не задействованы. Известно, что современный человек использует возможности мозга только на 5-10 процентов. Остальные — резерв.

— Интересно, для чего?

— Я-то как раз считаю, что для развития в нас здорового мыслительного процесса, который реально управлял бы эмоциями, не давал наносить ущерб себе и другим, предостерегал от ошибочных действий и участвовал в процессе чтения и изменения той больной информации, которая негативно влияет на здоровье. И возвращение человеку его способности прощать — одна из функций этого здорового мыслительного процесса.

Вот вы не смогли мысленно обнять (про поцеловать я уж и не говорю!) своего обидчика. Думаю, что штангу весом 100 килограммов вы тоже не подняли бы с первого раза. И мне ясно, что не могут люди сейчас взять этот духовный «вес». Поэтому в процессе практической работы с ними пришлось найти промежуточный вариант, который им, обиженным, под силу. Это мысленная реализация эмоции мести.

Казнить. Нельзя помиловать

— Месть — это не про меня. Я просто вычеркиваю из своей жизни людей, которые меня обидели.

— Это тоже форма мести. Но судя по тому, что вы не смогли простить ситуацию, которая мхом поросла от времени, ваше обиженное эго до сих пор хочет сатисфакции. Вас не устраивает простое вычеркивание, потому что ущерб, который был вам нанесен, гораздо сильнее. Я прав?

— Да. Много лет назад, когда я училась в школе, одна девочка пустила про меня сплетню, а мой лучший друг в это поверил. Я от переживаний заболела, попала в больницу...

— И вы расценили его поступок как предательство. А предателей, всем известно, не прощают. Единственное, что вы сделали, — разорвали с ним отношения. А вам хотелось бы, чтобы он попросил у вас прощения и старался загладить свою вину...

Вспомнил один курьезный случай из своей практики. У меня на приеме была пожилая женщина, которой, чтобы выздороветь, нужно было простить... Михаила Горбачева за перестройку. Она, услышав это, сказала: «Как же я могу его простить, если он у меня прощения не просит?!» А болеть гипертонией из-за обиды она может и даже считает правильным: пусть Горбачеву будет стыдно, хотя он тоже ее знать не знает. Абсурд! Но в этом абсурде мы живем.

Вот почему, повторю еще раз, я вынужден был найти для обиженных людей промежуточный ход, чтобы они стали все-таки выздоравливать.

Здоровая форма... мести

— Итак, вы не сможете исцелить болезнь или решить другую проблему, пока вашу душу держит эмоция мести. С ней надо работать, используя метод мысленной реализации.

— То есть в своем представлении не обнимать и не целовать врага, а, скажем, отругать его или стукнуть? Знаете, вот еще только говорю это, и мне уже становится лучше. Ой как стыдно...

— Мы же говорим о здоровье, а не о том, насколько моральный вы человек. Есть люди, которые с готовностью выполняют мысленную работу по реализации мести, когда обращаются ко мне за помощью. Это те, кто потерял своих близких в результате трагических случаев. Мне не приходится им долго объяснять, что лучше для их здоровья. Под моим контролем они МЫСЛЕННО мстят своим врагам — и делают это до тех пор, пока не происходит качественного изменения их душевного и физического состояния в лучшую сторону.

Например, ко мне за помощью обратился мужчина, у которого убили дочь. Суды над убийцей прошли плохо, за взятки ему дали минимальный срок, а судья в своей речи еще и обвинил жертву, мол, сама виновата. Думаю, вам ясно, насколько тяжело было родным убитой девушки. И один из моих учеников, знакомый с этой семьей, привел отца ко мне на прием. Он много дней почти не спал, сильно похудел, и его близкие всерьез стали опасаться за его душевное здоровье. Боялись, что он либо с собой что-то сделает, либо начнет мстить. Ему стало легче уже после первого сеанса, когда я дал ему задание представлять, что убийцу отдали на расправу ему...

Во всех остальных случаях нужно долго пробивать барьер моральных стереотипов — что хорошо, а что плохо, — прежде чем человек решит освободиться от обиды при помощи мысленной реализации мести. Поэтому я должен предупредить: не надо это делать самостоятельно.

— А я решила, что сама могу мысленно наказать врагов. Зачем мне свидетели?

— Но как вы узнаете, что правильно делаете эту работу? С прощением, например, у вас не вышло без посторонней помощи...

Многие, когда впервые слышат о мысленной реализации мести, путают этот метод с распространенной привычкой людей желать своим врагам всех бед. Но в этой привычке нет ничего нового и здорового. И она не поможет стать здоровыми. Такие мысли только усиливают стресс, потому что думать-то люди думают: «Пусть жизнь тебе отомстит за меня», — но не могут достигнуть результата и ничего плохого с обидчиками не происходит, а жертвам становится еще обидней. Круг замкнулся. И замкнулся он на болезнях. Как это происходит, подробно описано в моих книгах.

Желать зла врагу и мысленно реализовать эмоцию мести — принципиально разные вещи. Это как хотеть похудеть и реально похудеть. Первое ведет к обжорству, второе — к выздоровлению.

Мой метод восстановления здоровья включает в себя несколько этапов: первый — поиск конкретной обиды в прошлом, с которой началась болезнь в настоящем (чтение информации), второй — работа по удовлетворению эмоции мести (мысленная реализация) и третий — прощение, или изменение негативной информации.

Чтобы не лечиться, нужно учиться быть здоровым

— Каковы шансы, что я смогу овладеть такими необычными знаниями?

— Все зависит от вашего решения, нужно ли дальше хранить в душе столько бесполезных обид. Бесполезные они потому, что не восстанавливают никакую справедливость. Не может ваша эмоция влиять на других людей так, чтобы они захотели исправиться! Зато в это же время эта же самая эмоция подрывает ваше здоровье. Вот что действительно несправедливо.

— А вам нужна помощь со стороны, когда возникают сложности со здоровьем? Или вы сами о себе все знаете и можете справиться?

— Всего о себе никто не знает. За информацией я обращаюсь к специалистам нашего центра. Они мои лучшие ученики. Углубятся в мое прошлое, найдут причину-стресс и дадут выход. Мне остается только точно выполнить все, что они сказали. Я, в отличие от многих, послушный исполнитель. Не упрямлюсь, когда речь о здоровье.

— Получается, вы благодаря стрессам узнаете о себе что-то новое...

— Ну не зря же говорят: «Век живи — век учись». А жизнь — великий Учитель. Хорошо бы еще нам всем правильно понимать ее уроки.

Беседовала Наталья Останина