Известный русский психолог-практик, автор психологических бестселлеров «7 шагов к здоровью», «7 шагов к любви», «7 шагов к свободе» и «7 шагов к счастью» Михаил Лежепеков в 1989 году открыл, а после запатентовал метод, который успешно справляется с любыми видами зависимостей. То, что он знал тогда о наркотической природе эмоций, не так давно доказали ученые биохимики.
- Михаил Михайлович, вы в разных странах проводите практические семинары, где объясняете, что такие эмоции, как обида, страх, ревность, зависть, агрессия и т. д., – это наркотики и от них нужно лечиться точно так же, как от героина. Неужели такое может быть?
- Мне понятна ваша реакция. К слову сказать, любая эмоция (не только отрицательная) может стать наркотиком. Влюбленность, например. В конце 90-х годов американские специалисты выделили ее гормон, сделали на его основе таблетки, стали давать их людям и установили, что к ним есть привыкание. Поэтому я не разделяю эмоции на плохие и хорошие. Мне интересно другое – как, когда и почему эмоция превращается в зависимость и заставляет человека быть неадекватным в своих действиях, провоцирует преждевременное разрушение здоровья.
Если тридцать лет назад я это рассказывал в своих школах и людям просто приходилось верить мне на слово, то за последние годы ученые нашли доказательства моим открытиям. Они на самом мельчайшем уровне установили, что эмоции действительно создают в мозге устойчивые нейронные связи, которые заставляют человека искать одну и ту же эмоцию многократно. Этот процесс закрепляется биохимически. Наши клетки хотят в качестве «пищи» только те нейропептиды, которые выделяются через химические реакции на обиду, страх, ревность... В общем, кто что привык испытывать. А полезные вещества, минералы, витамины почти не проникают в клетку. Она их не воспринимает. Не потому, что не хочет, а потому, что не может. Кстати, именно поэтому терапевтическое лечение не может эффективно бороться с проблемами организма. Убери эмоциональную зависимость, и процесс лечения сразу же достигнет своей цели...
Как я вижу этот процесс? Когда у клеток начинается «ломка», они подают сигнал и через нейроны в голове рождается мысль-желание, которая заставляет человека искать те ситуации, где он получит не просто очередную эмоциональную дозу, а в увеличенном размере. Если будет передозировка, то человек может внезапно умереть.
- Тогда понятно, почему люди от сильных приступов гнева, радости или страха умирают. Как обезопасить себя?
- Для начала вам надо понять, что речь идет не о том, чтобы человек перестал испытывать эмоции. Это невозможно. Речь идет о лишних дозах таких эмоций. Раз люди в принципе устроены таким образом, что должны испытывать эмоции, то надо научить их это делать правильно. А правильно, в моем представлении, это – когда данным процессом управляет не бессознательная привычка организма получать эмоциональные наркотики, а всем процессом рождения эмоций управляет разумный мыслительный процесс, который может остановить их чрезмерный рост. Мой метод направлен именно на то, чтобы развязать в голове человека эти больные нейронные связи. Как? Через другую – здоровую – логику. Через практические занятия, где происходит конкретная работа по освобождению от накопленных эмоций. Через изучение наших интуитивных возможностей. Через переосмысление нашего агрессивного животного начала.
Я хочу, чтобы и я сам, и мои слушатели научились рождать и закреплять в себе именно человеческие чувства: любовь, доброту и уважение друг к другу. Чтобы эти чувства начали вытеснять со временем нашу привычку к обидчивости, мстительности и агрессивности. Главное заблуждение людей в том, что они плохие эмоции рождают только, как ответную реакцию на тех, кто им портит жизнь. По этой логике, проблемы зависимости от эмоций у них нет: «Уберите посторонний раздражитель – и мы сразу станем добрыми!». Однако все происходит как раз наоборот: сначала (как правило, в детстве) закрепляется привычка к увеличению страха, а потом жизнь создает стрессы, чтобы удовлетворять эту потребность. И только как следствие возникают и плохие люди, и плохие ситуации, и плохая жизнь. Если мы хотим изменить свою судьбу к лучшему, то надо остановить свою наркотическую зависимость от эмоций.
Все, чем я занимаюсь последние тридцать лет, имеет только одно направление – остановить в сознании человека рост страха и его «сотоварищей»: обиды, ревности, агрессии, злости... Это поможет инстинкту самосохранения, который всем дан от рождения, работать эффективно. Это поможет организму сохранить свои защитные резервы для борьбы с болезнями.
- Значит, ваш авторский метод не ограничивается только разбором эмоций, а влияет и на физическое выздоровление?
- Чем меньше страха, тем здоровее физически человек. Метод, которому я обучаю в своих школах, основан на чтении информации о прошлых стрессах, которые вызвали в настоящем болезнь у человека. И это уже мое запатентованное ноу-хау. Я не врач, а специалист по страхам. Любого человека я вижу в потенциале здоровым, просто ряд стрессов привел его к проблеме – и все. Расскажу, как это происходит на практике. Приходит ко мне на прием мужчина и жалуется, что у него не проходит язва, хотя лечится давно. Он боится ухудшения и того, что окажется на операционном столе. Что он хочет узнать?
- Стресс-причину?
- Да. Но это – только первый этап. Я прошу его сосредоточиться на своей проблеме. Через некоторое время называю ему стресс: обида на смерть отца, когда и где это произошло, как он умер и на что в той ситуации обиделся сын. Причину я определил. Теперь самое сложное – помочь взрослому человеку правильно изменить эту информацию, чтобы в его памяти не осталось следа от обиды и начался процесс выздоровления. Что это значит? Метод освобождения от страха, которым я владею, должен устранить застарелый стресс, остановить старую химическую реакцию обиды на отца, которая за много лет стала для человека наркотической и пробила защиту организма в слабом месте – там, где и образовалась язва.
- Что останавливает химическую реакцию обиды?
- Переоценка человеком стресса через прощение, которому я его обучаю прямо на приеме. Чтобы прощение (а это другой мыслительный процесс, непривычный на сегодняшний день человеку эмоциональному) остановило эмоцию обиды, у него в мозге должны заработать другие клетки, которые до этого им не использовались. На прощение организм тоже испытывает новое биохимическое состояние, при котором он способен выздороветь. Главное, чтобы человек снова не вернулся к процессу осуждения и обиды на эту ситуацию. Именно такой практикой мы занимаемся на мастер-классах, где изучаем основы здоровой логики.
Повторю еще раз. В обычной жизни пережитая вами однажды стрессовая ситуация, которую вы оценили как обидную, запоминается мозгом в виде конкретной нейронной связи. Она сохраняется в памяти, и дальше организм, которому пришло время вызвать у себя гормональную реакцию на обиду, нужно только подать сигнал мозгу, и он вытащит из памяти «нужную» схему. Несправедливый случай был один раз, но, вспоминая его снова и снова (причем всегда через эмоцию обиды), вы каждый раз заставляете организм выделять только эти – привычные ему – химические соединения. По закону наркотической зависимости, такой «пищи» нужно все больше и больше, и наступает момент, когда масса становится критической, и начинается физическое разрушение. Такая вот больная связь.
- Если вся проблема в лишних эмоциях, то это можно исправить. Сказать себе: «Не буду больше обижаться».
- Не получится. Как бояться, влюбляться, обижаться, мстить, ревновать – нас учить не надо. Теперь попробуйте приказом ума остановить сильный страх, или обиду, или ревность, или желание отомстить – у вас ничего не получится. Нет навыка разъединять эти больные связи в голове. Для этого требуется метод, которому я обучаю в своих школах. Этому просто нужно учиться. Ведь речь не идет о том, что человеку не надо обижаться. Я же понимаю, с какими многовековыми заблуждениями мне приходится бороться.
Чтобы наша жизнь стала другой – здоровой по своей сути – необходимо пересмотреть отношение к такому понятию, как «восстановление справедливости». Его все используют, как им хочется видеть, а не как оно есть на самом деле. Если вы посмотрите на действия многих людей, то в них практически никогда нет справедливости, а только желание мстить. Почему? Потому что всем заправляет эмоция обиды, а не моральные устои, которые должны в нас работать автоматически, но не работают. Если бы мораль была сутью человека, он бы действительно являлся разумным и не нарушал бы ничьей справедливости, то есть не создавал стрессов ни себе, ни другим. Чтобы законы морали реально закрепились в логике человека, ему самому каждый раз, когда он обижается, прежде чем что-то делать в ответ, необходимо подолгу размышлять: «А была ли нарушена справедливость? Правильно ли я сам понимаю, что это такое?». Но размышлять, опираясь на истину, а не собственные выдумки, или чужое мнение. Для этого необходим мыслительный процесс, который называется «мудрость», то есть логика, не оправдывающая желание мстить, а разоблачающая ложь.
- Но людям кажется, что они и так знают, что для них справедливо. Зачем еще об этом размышлять специально?
- Когда вам на ногу в автобусе наступили, чья справедливость нарушена?
- Конечно, моя. Нога-то пострадала.
- Нет. Вы ощутили боль, но нога по сути не пострадала. На 99% пострадало ваше эго, что «Вам посмели наступить на ногу!». А вы разве разобрались в том, почему человек оступился? Какая ситуация внутри автобуса заставила его это сделать? Был ли в этом злой умысел, или случайность, за которую сразу можно простить? Может, он равновесие потерял из-за резкого торможения? Может, ему плохо стало, голова закружилась? Нет, вы ничего не успеваете подумать. За вас «думает» эмоция.
- Ну, если человек сразу извинился, то справедливость восстановлена и мстить уже не хочется.
- Да, но пока он это успеет сказать, внутри вас уже автоматически родится осуждение, обида и злость. Мгновенно! А ваше «прощение», которое вы выразите фразой «Да ничего страшного!», будет вежливым одолжением сквозь зубы, так как заноза в виде обиды все равно останется. Не забывайте про эго. А если этот человек не извинится, то в вас надолго застрянет мысль, что вас несправедливо обидели. И если бы вы сами не боялись, то в ответ наступили бы обидчику на ногу, то есть таким образом восстановили бы справедливость, но не исчерпали бы конфликт. Так и до драки недалеко.
В любом случае, случайно или нет вы пострадали, вы сразу автоматически изначально рождаете эмоции, а не логические размышления, значит, сила эмоции, как наркотика, первична и всегда будет стремиться к увеличению. И это меня волнует как психолога-практика, когда я работаю с пострадавшими от обид. Конечно, в рамках интервью нельзя охватить такую сложную для восприятия тему, как понятие «справедливость». Об этом можно прочитать в моих книгах. Но главное сейчас понять, что эмоция не так безобидна, как мы привыкли об этом думать, что наступает момент в жизни, когда она превращается в настоящую наркотическую зависимость. И справедливо будет ее разоблачить и остановить до того, как она разрушит здоровье, отношения и жизнь. По-моему, так.
(Интервью канадской газете в Торонто
записала Елена Михайлова)